Изучение математики по Монтессори

Мария Монтессори совершенно по-особенному смотрела на развитие математических способностей у детей. Она считала, что ребенка не нужно принуждать к скучному заучиванию цифр, поскольку при определенных условиях ребенок и сам способен начать мыслить абстрактными категориями, но к этому его нужно подготовить путем занятий с развивающим математическим материалом.

Монтессори была уверена, что в человека природой вложено стремление к математическому видению вещей. С самого начала сотворения мира человек интуитивно идет к познанию окружающего, используя математический подход.

Например, все вокруг мы автоматически сравниваем, используя такие категории, как "шире - уже", "больше - меньше", "выше - ниже" и т.д. Дальше - больше. Все жизненные процессы так или иначе связаны с измерениями: температура воздуха и тела, содержание веществ в разных субстанциях, сила ветра и тяжести. Если оглянуться вокруг - сплошная математика. Или, как утверждает Монтессори, во всем присутствует "математический дух".

Так вот, чем раньше этот самый дух пробудить в ребенке, тем легче и проще ему будет оперировать математическими понятиями при изучении чисел.

Специальные математические пособия направлены на самостоятельное погружение ребенка в мир разных категорий. Занимаясь с таким материалом, анализируя, сравнивая, ребенок в какой-то момент начинает понимать, как конкретные выражения (например, количество бусин в блоке или отрезков на числовых штангах) соотносятся с абстрактными категориями (цифрами). То есть смысл математических понятий становится очевидным. Такая база знаний является прочным фундаментом для дальнейшего изучения математики в традиционном смысле.

Знакомство с математикой для детей, занимающихся по методике Монтессори, начинается с 2,5 лет. В этом возрасте малыши играют с разными сенсорными материалами (розовая башня, кубики, рамки-вкладыши, весовые таблички и др.), которые помогают начать различать разницу в характеристиках предметов. В это же время происходит первое знакомство с геометрическими формами.

Дети постарше уже готовы работать с конструктивными треугольниками, с помощью которых учатся преобразовывать простые геометрические фигуры в сложные. В дальнейшем это умение пригодится при работе с формулами. Так постепенно, с применением образного представления развивается и крепнет "математический дух".

Монтессори-материалы по математике

Все математические пособия Монтессори делятся на 5 групп, используемых в возрастном интервале от 4-х до 12 лет. И знакомство с ними происходит в строгой последовательности в зависимости от того, насколько в свой возрастной период ребенок готов вникнуть в суть математических понятий и вычислений. Очень важен порядок в освоении категорий, так как предыдущие знания становятся базой для последующих.

Первая группа монтессори-пособий по математике предполагает изучение счета от 1 до 10. Сюда относятся числовые штанги, счетные палочки. С их помощью тренируется устный счет и понятия "больше - меньше".

Вторая группа - направлена на знакомство с десятичной системой, а также на понимание и закрепление простейших действий "сложение - вычитание", "умножение - деление". Работая с этими пособиями, ребенок понимает, что числа от 1 до 9 постепенно сменяют друг друга и ими же можно выразить любое число, имеющее много знаков. К таким пособиям относятся веретена монтессори, доски сегена.

Третья группа - для освоения счета до 20, а затем до 100 и 1000. Во время игры с бусинами для счета в уме ребенка сама по себе возникает идея сложения из данного материала квадратов и кубов.

Четвертая группа - пособия на запоминание таблиц сложения, вычитания, умножения и деления. К таковым относится, например, специальное пособие на изучение таблицы умножения. Ребенок ничего не заучивает, он лишь пользуется приобретенными навыками для построения вычислений.

Пятая группа - изучение долей и дробей. И для этого предназначено пособие "доли и дроби Монтессори", а также металлические круги-вкладыши, о которых мы писали в разделе "обучение математике". Интересно, что знакомство с этим материалом начинается с 3,5 лет, и поначалу малыш лишь отмечает, что целое можно составить из частей. А уже намного позже узнает, как доли и дроби выражаются в числовом варианте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *