Мария Монтессори — основоположница методики

Мария Монтессори - урожденная итальянка (31.08.1870 - 06.05.1952) была известным врачом, психологом, ученым, философом, стала основателем системы, которая по сей день является актуальной для раннего обучения и развития детей.

Будучи одаренным ребенком, Мария активно интересовалась математикой, что стало причиной выбора технического ВУЗа для дальнейшего обучения. Однако со временем она все больше стала увлекаться биологией, пока наконец не приняла судьбоносное решение - заниматься медициной.

Врачебную практику она проходила в психиатрической клинике, а затем стала директором школы для умственно отсталых детей, где и началась ее работа по реализации инновационных методов обучения и развития детей.

Соединив свои познания и идеи в области психологии, психиатрии, педагогики и философии, она перешла к практике развития нормальных детей и посвятила познанию детской психики и психологии всю жизнь.

Подробнее о своих наблюдениях и открытиях основательница методики пишет в популярных книгах: "Мой метод", "Дети-другие", "Дом ребенка".

На чем основана методика

Наблюдая и занимаясь с детьми, Мария укрепилась в своей позиции относительно того, что именно окружающая среда развивает маленького человека при условии, что в ней присутствуют объекты, вызывающие интерес ребенка и стимулирующие его к детальному изучению.

Основной акцент в исследовательских трудах она делает на то, что ребенок развивается активно и самостоятельно при наличии интереса или увлечения, тогда процесс познания идет легко, без принуждения и наказания. Действия ребенка в момент игры соответствуют уровню зрелости его сознания. Определенный тип поведения воспитанника объясняется внутренними потребностями.

Рост сознания, в свою очередь, зависит от кропотливой и длительной работы, ежедневной тренировки. Главное, вовремя стимулировать интерес новыми объектами. А в соседстве со старшими детьми происходит также естественный обмен опытом.

Работая над методикой, Монтессори учла и особенности возрастных периодов. Так, например, она отметила, что речь формируется в промежутке от 0 до 6 лет, а сенсорное развитие активно протекает до пяти с половиной лет. Социализация и формы поведения формируются с 2,5 до 6 лет. Для раскрытия природного потенциала в каждый из упомянутых периодов существует определенный дидактический материал, применяемый в рамках методики.

Но для того, чтобы создавать специальную среду и помогать детям в развитии, нужны специально обученные для преподавания по системе Монтессори педагоги. Поэтому методике стали обучаться во всем мире. Описание метода было переведено на 20 языков. Во многих странах педагогика получила широкое признание.

Развивающий процесс в системе Монтессори

Монтессори-процесс направлен не на ускорение развития, а на раскрытие физических и психических возможностей в естественном биологическом ритме. Для занятий в группах в качестве монтессори-материалов представлены только проверенные долголетним опытом конструкции, которые способствуют правильному развитию детей.

Все пособия классифицированы по отдельным темам и представлены в разных зонах. Таким образом создана уменьшенная модель мира. Попадая сюда, ребенок опытным путем узнает сходства и различия разных предметов. При этом он свободен (независим) в своем познании. Маленькому человеку очень важно делать открытия самостоятельно, так как лучший способ познать мир - это самому выбрать вид деятельности и постепенно оттачивать свои навыки.

Находящийся рядом педагог лишь помогает сосредоточиться на интересующем детей объекте, только тогда энергия идет на достижение конструктивного результата. Также в процессе обучения активно работает правило: младшие дети охотно учатся у старших, нежели у взрослых. Поэтому группы разновозрастные: 3-6 лет, и 6-12 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *