Плюсы и минусы методики Монтессори

Методика может применяться как для совершенно здоровых детей, так и для особых, имеющих какие-либо отклонения. Собственно изначально она и была ориентрована на детей с задержками в развитии. Сегодня система Монтессори успешно применяется для развития малышей с проблемами зрения и слуха. Надо отметить, что основные принципы методики применимы ко всем детям.

Однако наряду с достоинствами можно отметить и некоторые упущения. В каждом блоке описаний результативности методики, приведенном ниже, мы противопоставили аргументы с разной полярностью.

  • Благодаря методике у детей отлично развивается логика и мелкая моторика, умение анализировать, подключать память и воображение. Но мало практикуется творческое восприятие мира. Творчество необходимо для уравновешивания внутреннего состояния, однако малыши в монтессори-группах постоянно заняты полезными пособиями и нет возожности выплеснуть свои переживания или пофантазировать, играя с обычными игрушками.
  • Невмешательство педагогов, согласно принципам методики, стимулирует самостоятельность в принятии решения, но при этом упущено эмоциональное и тактильное общение с педагогом или родителем. А забота и ласка, как известно, дают ребенку больше уверенности в себе. Возможно, это упущение Марии Монтессори связано с тем, что у нее самой не было тесного контакта со своим незаконнорожденным сыном, так как он был отдан на воспитание в интернат.
  • Согласно методике, на первом плане стоит умственно-познавательное развитие детей. Зато обделена вниманием тема сюжетно-ролевых игр, которые, как мы знаем, помогают ребенку выстраивать социальную модель общения. По мнению Марии Монтессори, ролевая игра уводит ребенка от реальности в вымышленный мир. Первостепенным она считала интеллектуальное развитие, поэтому наибольшее значение придавала развивающим играм.
  • В рамках системы Монтессори уделяется значительное внимание личностному развитию малыша, то есть ребенок осознанно действует, самостоятельно делает выбор, но, к сожалению, это мало способствует развитию взаимоотношений между детьми. Хоть дети и присутствуют в группе все вместе, все же каждый из них погружается в свой личный интерес и работает сам по себе.
  • Отлично стимулируется проявление любознательности, однако для подготовки к школе важно еще тренировать и усидчивость, чего не происходит при автономной деятельности. К тому же в монтессори-группе педагог не является авторитетом, а лишь помощником, что тоже может быть причиной определенных трудностей в школе. Ведь на занятиях в классе именно учитель определяет тему занятия, контролирует процесс и спрашивает с учеников отчет о работе.
  • Все дидактические материалы и упражнения направлены на развитие концентрации внимания, логики, моторики и пр. Эти виды деятельности требуют немало терпения, что не подходит гиперактивным детям, каких сегодня довольно много. Гипервозбудимых детей трудно приобщить к поэтапному процессу, так как они не могут долго удерживать внимание на одной теме или объекте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *