Система сенсорного развития по Монтессори

Сенсорному развитию дошкольников Мария Монтессори уделяла отдельное внимание, поэтому большинство упражнений по методике направлены на тренировку разноплановых ощущений. Примеры занятий вы найдете в конце статьи.

При подборе вариантов заданий и прикладного материала Монтессори учла возрастные особенности детей. Дело в том, что активный период сенсорного восприятия ("впитывающий ум") приходится на промежуток между 3-мя и 7-ю годами.

Пока долговременная память неактивна, впитывание происходит через органы чувств. Именно в это время ребенок активно реагирует на разные стимулы из окружающей среды. А этими стимулами должны стать специально подготовленные родителями или педагогами практические пособия.

Очень важно правильно выстроить систему стимуляторов, чтобы чувственное восприятие развивалось последовательно и с максимальной пользой. Этой цели служат пособия Монтессори. Их основное назначение - упорядочить и систематизировать образы окружающих предметов в глазах ребенка. Данный принцип подходит как для изучения геометрических тел, так и для букв алфавита.

Задачи сенсорного развития

Сенсорное воспитание является начальной ступенью умственного развития, поэтому главной задачей является подготовка к активному мыслительному процессу. Также тренировка сенсорных навыков важна для знакомства с разными видами искусств: изобразительным, музыкальным.

Наработка сенсорных навыков помогает лучше воспринимать формы и величины окружающих предметов с возможностью сравнивать их между собой. Для этой цели идеально подходят деревянные игрушки Монтессори.

В процессе постоянной работы с тренировочным материалом изучаются цвета, совершенствуется музыкальный слух, вкусовые рецепторы, мышечные ощущения.

Особенность в том, что у ребенка от рождения нет способности сравнивать и классифицировать все эти параметры. Точность ощущений и возможность их различать приобретается путем регулярных упражнений, разумеется, с использованием стимуляторов в виде дидактического материала и в форме игры.

Как только ребенок достигает определенного уровня мастерства, он получает возможность видеть и исправлять ошибки, которой до этого не обладал, и поэтому не мог замечать недостатков в своей работе.

Возможность различать импульсы, полученные из окружающей среды, базируется на умении получать и анализировать свои индивидуальные ощущения. Если ребенок тренирован, он становится наблюдательным, потому что способен улавливать вибрации извне и расшифровывать их на уровне ощущений.

Развитие сенсорных навыков помогает в дальнейшем самореализации: найти и почувствовать тягу к какому-либо роду деятельности. Вот почему так важно начать вовремя открывать чувственное восприятие мира и не хаотично, а системно.

____________________________________________________________________

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ:

Занятие с триномиальным кубом
Развитие слуха: шумящие коробочки
Колокольчики Монтессори
Развитие обоняния: коробочки с запахами

Вкусовые баночки для тренировки вкусовых рецепторов
Шершавые таблички для развития тактильных ощущений
Тепловые таблички для развития температурного чувства
Весовые таблички и развитие барического чувства
Тактильный мешочек
Фактурные ткани для тренировки осязания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *