Учебные материалы (пособия) Монтессори

На занятиях, проводимых по методике Монтессори, используется целая система специальных материалов, которые способствуют формированию и развитию разных навыков и распределены по зонам для занятий. Все пособия изготавливаются только из натуральных материалов и представлены в учебном классе в единственном экземпляре.

Каждое из пособий работает на достижение двух целей во время занятия: прямой и косвенной. Прямая цель - это выполнение очевидной задачи, например, определение разницы в цвете, или звука, или формы и т.д. Косвенная цель - стимуляция логического, пространственного мышления, а также тренировка самостоятельности, терпения, координации. Параллельно идет развитие мелкой моторики и восприимчивости органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Логические столбики - помогают ребенку учиться классифицировать предметы по разным признакам: цвету и величине, а также нужны для тренировки счета.

Рамки-вкладыши можно использовать для детей до полутора лет и старше. Сейчас аналогичные пособия можно найти в любом книжном магазине. Это досочки с тематическими наборами фигурок, которые вставляются в выпиленные для каждой из них отверстия. Например, звери на ферме, рыбки в аквариуме, птички на дереве, бабочки на лугу, буквы в алфавите и пр. У каждой фигурки - свое место. Ребенку нужно всех разместить в их формы.

Такие игры хороши для развития ориентации на плоскости, координации, тренируется также умение соотносить форму и размер.

Игры с бисером. Раскладывание бисера по емкостям согласно цвету, форме, размеру. Например, круглые бисерины кладем в одну емкость, овальные - в другую. Красные - в баночку, синие - в ванночку. Очень полезное упражнение для мелкой моторики - нанизывание бусин на нить или шнурок.

Бисер также используется для обучения математическим навыкам. К простейшим математическим действиям ребенок приходит интуитивно, складывая бусины в кучки, выкладывая из них цепочки.

Розовая башня. Символический материал методики, подходит для детей даже младше 3-х лет. Предназначена для развития понятий "больше", "меньше", "самый большой большой" и "самый маленький". Она состоит из 10 элементов (розовых кубиков) с высотой грани от 1 см до 10 см. Как и другие материалы, башня изготовлена из натурального дерева.

Ребенок знакомится с деталями, ощущая на своем опыте, какие кубики больше, а какие меньше относительно других. Комментарии по поводу размеров дает взрослый.

С башней можно выполнять разные действия: возвышать, ставить в одну линию по возрастанию или наоборот.

Желтые цилиндры. Очень просты в работе, так как их легко выстраивать в башню от большего к меньшему диаметру. Акцент во время изучения делается на то, что идет равномерное убывание. Как правило, педагог сравнивает последующий цилиндр с предыдущим, а затем предлагает ребенку сделать это самостоятельно.

Ошибки исправляются по ходу занятия, и они очевидны, так как при неправильной последовательности нарушается гармония ряда.

Также есть еще вставные цилиндры (голубые, красные, зеленые). С ними проводится сравнительный анализ по высоте, диаметру, цвету. Характеристики могут совпадать или не совпадать. Из разноцветных цилиндров можно собрать змейку.

Блоки цилиндров-вкладышей. Полный комплект состоит из 4-х блоков, в каждом из них находятся цилиндры-вкладыши неодинакового размера и диаметра. В блоках они имеют градацию либо по высоте, либо по диаметру. Для удобства все они имеют подобие ручки, чтобы можно было легко вытаскивать.

Для начала педагог проводит презентацию: вынимает цилиндры из лунок и ставит их впереди коробочки вряд. Затем убирает обратно и предлагает ребенку повторить действие.

Усложненный вариант задания состоит в расставлении перемешанных цилиндров на свои места. Путем примерки, сравнения и анализа малыш определяет каждому из них свое место.

В процессе работы с этим материалом развивается наглядно-действенное мышление и моторика.

Коричневая лестница. Состоит из 10 деревянных блоков, длина каждого - 20 см, боковая сторона - квадраты, ребра которых уменьшаются от 10 до 1 см.

Данное пособие предназначено для усвоения понятий "толстый" и "тонкий". По ходу работы также тренируется координация, умение упорядочивать.

Во время презентации взрослый последовательно складывает лестницу из брусков, затем процесс повторяет ребенок. Во время сборки конструкции идет сравнение величин, таким образом устанавливается правильная порядковость. Нарушение гармонии в цепочке блоков - повод для исправления ошибки.

Сборка может проводиться как в горизонтальном, так и в вертикальном варианте. В обоих случаях соблюдаются законы построения ряда: соприкосновение идет по квадратным сторонам.

Усвоив понятия "толстый - тонкий" на примере лестницы, ребенок затем может применять их и к другим предметам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *